Оставьте заявку или напишите в нашу поддержку — мы свяжемся с вами в ближайшее время!
- Расскажем, с чего начать
- Подберем курс по интересам
- Ответим на все вопросы
Сегодня программирование перестало быть узкоспециализированной областью и превратилось в важнейший навык XXI века, сравнимый с грамотностью и математикой. Знакомство с технологиями в раннем возрасте это фундамент для построения карьеры в эпоху цифровизации, инвестиция в развитие важных когнитивных способностей, которые пригодятся ребенку вне зависимости от его будущей профессии, база для успешного решения проблем в любой сфере жизни.
Когда дети начинают осваивать навыки программирования, они учатся мыслить алгоритмически, структурировать информацию, разбивать сложные задачи на более мелкие, последовательно находить решения.
Перед родителями и педагогами часто встаёт вопрос: какой самый простой язык программирования для детей? Не существует универсального ответа. Но некоторые языки больше подходят для начинающих, чем другие. Лучше искать тот, который соответствует уровню развития ребёнка и его интересам.
К поиску первого языка программирования нужно подойти серьёзно. Просто ткнуть пальцем в небо не получится. Важно найти баланс между простотой и возможностями языка, чтобы ученик не запутался, но при этом смог создавать что-то по-настоящему интересное. Вот несколько критериев, на которые стоит ориентироваться в первую очередь.
Прежде чем выбирать, какой язык программирования лучше изучать первым, необходимо четко определить цель. Ещё лучше — спросить у ребёнка напрямую, чему именно он хочет научиться в данный момент.

Синтаксис — это «грамматика» языка программирования. Для взрослого человека это набор правил, которые нужно знать и соблюдать. Но для ребёнка важна интуитивная понятность.
Некоторые языки перегружены знаками препинания и требуют знания всех связок. Поэтому начинать стоит с тех, что позволяют выразить ту же идею с минимальным количеством символов и максимальной ясностью.
Например, интуитивность Scratch (скретч) достигается благодаря:
Возраст ребенка напрямую коррелирует с его способностью к абстрактному мышлению, концентрации внимания и пониманию сложных концепций. Нельзя просто взять и посадить 7-летнего ребенка перед экраном с кодом на C++, ожидая какого-то результата.
Безусловный лидер. Этот учебный язык программирования разработан специально для детей младшего возраста. Его визуальный подход исключает необходимость запоминать сложные синтаксические конструкции.
Скретч полностью бесплатный и доступен на множестве языков. Вместо написания кода, пользователи перетаскивают цветные блоки с командами, соединяя их в программы. В основе языка заложена система «drag-and-drop». Это делает процесс обучения невероятно простым и доступным даже для самых маленьких.
Блокли похож на Скретч. Он точно также является визуальным языком программирования, основанным на блоках. Но в отличие от первого, Blockly способен генерировать код на различных языках программирования (JavaScript, Python, PHP и др.). Такой подход позволяет плавно переходить от визуального программирования к традиционному текстовому.
Ребёнок может работать с различными уровнями абстракции, от простых блоков до более сложных конструкций. Грубо говоря — это продвинутая версия Скретча. Предлагает больше возможностей и постепенно вводит базовые концепции программирования, такие как циклы и условные операторы, в доступной форме.
Язык славится своей универсальностью и понятным синтаксисом. Существуют упрощенные библиотеки, специально разработанные для детей. Код Python похож на обычный английский язык, что облегчает его понимание и написание.
Пайтон избегает избыточных символов и конструкций. Например, для обозначения блока кода используются отступы, а не фигурные скобки (как в C++ или Java), что делает код более чистым и легким для восприятия. Условные операторы (if, elif, else) и циклы (for, while) имеют простой и понятный формат.
Если ребёнок готов наконец перейти от визуальных инструментов к текстовому программированию, рекомендуется обратить внимание именно на него.
Луа имеет относительно простой синтаксис, который легко освоить. Он широко используется в игровых движках (например Roblox), что позволяет детям создавать собственные игры.
Язык позволяет выразить сложные идеи с минимальным количеством кода. Однако он менее универсальный, чем Пайтон. Lua преимущественно используется для встраивания в другие приложения. А Python применяется в более широком диапазоне задач.

Список языков программирования, основанный на возрастной категории
| Дошкольный возраст (4-6 лет) – игры и визуальное программирование.
Уровень подготовки: не требуется. |
ScratchJr (младший брат Скретча), Kodable (Кодабл). Позволяют создавать программы с помощью перетаскивания блоков и головоломок. |
| Начальная школа (7-9 лет).
Уровень подготовки: умение читать и писать, базовые навыки работы с компьютером или планшетом. |
Scratch (Скретч), Blockly (Блокли), Tynker (Тункер). Позволяют создавать элементарные игры, анимации, простые интерактивные истории. Вводятся базовые концепции программирования, такие как циклы и условные операторы. |
| Средняя школа (10-12 лет)
Уровень подготовки: уверенное владение компьютером, базовые знания математики. |
Python (Пайтон), Lua (Луа), JavaScript (Джава Скрипт). Переход от визуального программирования к текстовому. Разработка более сложных алгоритмов. |
| Старшая школа (13-17+ лет)
Уровень подготовки: хорошие знания математики и информатики, работа с базами данных, базовые знания английского языка. |
Java (Джава), HTML (Аш-ти-эм-эль), C++, PHP, Swift (Свифт), CSS и многие другие.
Оптимизация кода, работа с фреймворками и библиотеками, возможность начать работать над реальными проектами. |
Освойте самый легкий язык программирования — Scratch с нуля. Создайте вместе с ребёнком простую анимацию, а после позвольте ему поэкспериментировать. Пока юный программист будет перетаскивать и менять местами блоки, он самостоятельно научится составлять элементарные комбинации. Он может добавлять новых персонажей (в Скретче их много на любой вкус), менять скорость, направление движения анимации и тд. Это отличный старт для знакомства с принципами, на которых строится программирование.
Используйте другие образовательные игры, интерактивные платформы и приложения, которые преподносят сложные концепции в игровой форме. Свяжите программирование с увлечениями ребенка. Если он любит роботов, то изучайте робототехнику и приобретайте соответственные игрушки. Например, LEGO Mindstorms, ребёнок может сам собирать и программировать роботов. Любит рисовать? Познакомьте его с программой P5.js для создания интерактивной графики.
Мир программирования — это огромная и захватывающая вселенная, полная возможностей для самовыражения, творчества и решения сложных задач. Выбор первого языка программирования для ребенка – важный шаг, который может определить его дальнейший интерес к этой области. Однако каждый ребёнок уникален и какой язык программирования выбрать для изучения стоит выбирать индивидуально.
Независимо от выбора, главное — поддерживать его увлечение и вдохновлять на новые достижения. Ребёнку нужна поддержка и наставничество на протяжении всего процесса обучения.

Оставьте заявку или напишите в нашу поддержку — мы свяжемся с вами в ближайшее время!