Сегодня программирование перестало быть узкоспециализированной областью и превратилось в важнейший навык XXI века, сравнимый с грамотностью и математикой. Знакомство с технологиями в раннем возрасте это фундамент для построения карьеры в эпоху цифровизации, инвестиция в развитие важных когнитивных способностей, которые пригодятся ребенку вне зависимости от его будущей профессии, база для успешного решения проблем в любой сфере жизни.
Когда дети начинают осваивать навыки программирования, они учатся мыслить алгоритмически, структурировать информацию, разбивать сложные задачи на более мелкие, последовательно находить решения.
Перед родителями и педагогами часто встаёт вопрос: какой самый простой язык программирования для детей? Не существует универсального ответа. Но некоторые языки больше подходят для начинающих, чем другие. Лучше искать тот, который соответствует уровню развития ребёнка и его интересам.
Критерии выбора языка программирования для ребёнка
К поиску первого языка программирования нужно подойти серьёзно. Просто ткнуть пальцем в небо не получится. Важно найти баланс между простотой и возможностями языка, чтобы ученик не запутался, но при этом смог создавать что-то по-настоящему интересное. Вот несколько критериев, на которые стоит ориентироваться в первую очередь.
Цель обучения и индивидуальные предпочтения ребёнка
Прежде чем выбирать, какой язык программирования лучше изучать первым, необходимо четко определить цель. Ещё лучше — спросить у ребёнка напрямую, чему именно он хочет научиться в данный момент.
- Создание простой игры. Например, лабиринт, платформер или аркадная игра. Дети видят, как их код оживает на экране, что мотивирует к дальнейшему обучению. Дети могут придумать собственные правила, персонажей, сюжеты и уровни. В таком случае, начинать лучше с визуальных языков программирования, которые используют графические блоки вместо написания кода. Принцип сборки деталей схож с конструктором LEGO.
- Разработка веб-сайта. Например, сайт с портфолио, личный блог или страничка для школы. Не стоит рассматривать такие языки, как HTML, CSS и JavaScript на начальном уровне. Существуют платформы, которые предлагают drag-and-drop интерфейс. Другими словами — перетаскивание элементов. Дети легко освоят базовые функции, создавая привлекательный дизайн без написания кода.
- Создание анимации. Анимация с персонажами, история или музыкальное видео. Создание движущихся персонажей – это классический подход к анимации. Дети могут использовать различные техники, такие как покадровая анимация или анимация с помощью изменения свойств персонажа (положение, размер, цвет).
- Разработка простейшего приложения. Например, таймер, калькулятор или конвертер валют. Конечно, можно вновь воспользоваться блочным конструктором. Но с написанием кода для такого приложения ребёнок тоже справится. Достаточно написать пару элементарных строк на том же Python.
Простота синтаксиса и наглядность
Синтаксис — это «грамматика» языка программирования. Для взрослого человека это набор правил, которые нужно знать и соблюдать. Но для ребёнка важна интуитивная понятность.
Некоторые языки перегружены знаками препинания и требуют знания всех связок. Поэтому начинать стоит с тех, что позволяют выразить ту же идею с минимальным количеством символов и максимальной ясностью.
Например, интуитивность Scratch (скретч) достигается благодаря:
- наглядности: дети графически видят код, а не просто читают его;
- совместимости: система не позволит собрать некорректный код. Блоки можно подбирать до тех пор, пока они не будут совместимы;
- простоте: базовые команды представлены понятными иконками и короткими описаниями.
Возраст ребенка
Возраст ребенка напрямую коррелирует с его способностью к абстрактному мышлению, концентрации внимания и пониманию сложных концепций. Нельзя просто взять и посадить 7-летнего ребенка перед экраном с кодом на C++, ожидая какого-то результата.
Лучшие языки программирования для детей
Scratch (Скретч)
Безусловный лидер. Этот учебный язык программирования разработан специально для детей младшего возраста. Его визуальный подход исключает необходимость запоминать сложные синтаксические конструкции.
Скретч полностью бесплатный и доступен на множестве языков. Вместо написания кода, пользователи перетаскивают цветные блоки с командами, соединяя их в программы. В основе языка заложена система «drag-and-drop». Это делает процесс обучения невероятно простым и доступным даже для самых маленьких.
Scratch позволяет создавать интерактивные истории, игры, анимации, музыкальные композиции и многое другое.
Blockly (Блокли)
Блокли похож на Скретч. Он точно также является визуальным языком программирования, основанным на блоках. Но в отличие от первого, Blockly способен генерировать код на различных языках программирования (JavaScript, Python, PHP и др.). Такой подход позволяет плавно переходить от визуального программирования к традиционному текстовому.
Ребёнок может работать с различными уровнями абстракции, от простых блоков до более сложных конструкций. Грубо говоря — это продвинутая версия Скретча. Предлагает больше возможностей и постепенно вводит базовые концепции программирования, такие как циклы и условные операторы, в доступной форме.
Python (Пайтон)
Язык славится своей универсальностью и понятным синтаксисом. Существуют упрощенные библиотеки, специально разработанные для детей. Код Python похож на обычный английский язык, что облегчает его понимание и написание.
Пайтон избегает избыточных символов и конструкций. Например, для обозначения блока кода используются отступы, а не фигурные скобки (как в C++ или Java), что делает код более чистым и легким для восприятия. Условные операторы (if, elif, else) и циклы (for, while) имеют простой и понятный формат.
Если ребёнок готов наконец перейти от визуальных инструментов к текстовому программированию, рекомендуется обратить внимание именно на него.
Lua (Луа)
Луа имеет относительно простой синтаксис, который легко освоить. Он широко используется в игровых движках (например Roblox), что позволяет детям создавать собственные игры.
Язык позволяет выразить сложные идеи с минимальным количеством кода. Однако он менее универсальный, чем Пайтон. Lua преимущественно используется для встраивания в другие приложения. А Python применяется в более широком диапазоне задач.
Возраст и уровень подготовки: кому что подойдёт
Список языков программирования, основанный на возрастной категории
Дошкольный возраст (4-6 лет) – игры и визуальное программирование.
Уровень подготовки: не требуется. |
ScratchJr (младший брат Скретча), Kodable (Кодабл). Позволяют создавать программы с помощью перетаскивания блоков и головоломок. |
Начальная школа (7-9 лет).
Уровень подготовки: умение читать и писать, базовые навыки работы с компьютером или планшетом. |
Scratch (Скретч), Blockly (Блокли), Tynker (Тункер). Позволяют создавать элементарные игры, анимации, простые интерактивные истории. Вводятся базовые концепции программирования, такие как циклы и условные операторы. |
Средняя школа (10-12 лет)
Уровень подготовки: уверенное владение компьютером, базовые знания математики. |
Python (Пайтон), Lua (Луа), JavaScript (Джава Скрипт). Переход от визуального программирования к текстовому. Разработка более сложных алгоритмов. |
Старшая школа (13-17+ лет)
Уровень подготовки: хорошие знания математики и информатики, работа с базами данных, базовые знания английского языка. |
Java (Джава), HTML (Аш-ти-эм-эль), C++, PHP, Swift (Свифт), CSS и многие другие.
Оптимизация кода, работа с фреймворками и библиотеками, возможность начать работать над реальными проектами. |
Советы родителям
Освойте самый легкий язык программирования — Scratch с нуля. Создайте вместе с ребёнком простую анимацию, а после позвольте ему поэкспериментировать. Пока юный программист будет перетаскивать и менять местами блоки, он самостоятельно научится составлять элементарные комбинации. Он может добавлять новых персонажей (в Скретче их много на любой вкус), менять скорость, направление движения анимации и тд. Это отличный старт для знакомства с принципами, на которых строится программирование.
Используйте другие образовательные игры, интерактивные платформы и приложения, которые преподносят сложные концепции в игровой форме. Свяжите программирование с увлечениями ребенка. Если он любит роботов, то изучайте робототехнику и приобретайте соответственные игрушки. Например, LEGO Mindstorms, ребёнок может сам собирать и программировать роботов. Любит рисовать? Познакомьте его с программой P5.js для создания интерактивной графики.
Заключение
Мир программирования — это огромная и захватывающая вселенная, полная возможностей для самовыражения, творчества и решения сложных задач. Выбор первого языка программирования для ребенка – важный шаг, который может определить его дальнейший интерес к этой области. Однако каждый ребёнок уникален и какой язык программирования выбрать для изучения стоит выбирать индивидуально.
Независимо от выбора, главное — поддерживать его увлечение и вдохновлять на новые достижения. Ребёнку нужна поддержка и наставничество на протяжении всего процесса обучения.